Безусловно, что одним из наиболее известных советских фильмов есть «Служебный роман». Он был снят Эльдаром Рязановым в соавторстве с Эмилем Брагинским еще в 1977 году. Изначально была создана пьеса-дилогия, что состояла из таких частей: «Сослуживцы» и «Родственники». Соответственно она имела такой колоссальный успех в театре, что незадолго после этого начались сьемки и самого фильма.
Первый вариант названия «Сказка о руководящей Золушке» был целенаправлен на раскрытие главного персонажа, Калугину Людмилу Прокофьевну, которую сыграла Алиса Фрейндлих. Рязанов в своей автобиографии объяснил это тем, что сама пьеса и появилась благодаря Фрейндлих, именно она вдохновила его на такое творение.
Актерский состав
Можно сказать, что режиссер Рязанов имел своеобразное чутье, которое помогало ему метко подобрать того или иного актера на роль конкретного персонажа. Подтверждением есть тот факт, что как таковых проб на сьемки фильма «Служебный роман» и не было. Актерский состав был сформирован заранее и в процессе возникли только некоторые преображения и правки. Например:
- главную роль Людмилы Прокофьевны несомненно одержала Алиса Бруновна, которая сумела ловко перевоплотится с черствой начальницы в эффектную женщину-руководителя;
- Мягков сыграл Новосельцева, и хотя его персонаж был очень похож на Лукашина с «Иронии судьбы», актер сумел по-новому раскрыть образ застенчивого героя, что трансформировался и вырос под влиянием любовных флюидов;
- вопреки просьбам Олега Басилашвили о роли Новосельцева, успех и узнаваемость ему принесла ранее предназначенная роль эгоцентричного Самохвалова;
- значительно трансформировался только образ Верочки, которую изначально должна была играть девушка с модельной внешностью, а сыграла Лия Ахиджакова, которой по окончательной задумке было достаточно просто хорошо разбираться в модных тенденциях.
Успешное нововведения
Рязанцев во время съёмочного процесса любил поэкспериментировать с некоторыми сюжетными линиями. Он ввел некое новшество: для актеров главных ролей было разрешено некоторые эпизоды фильма играть не по сценарию, а по внутреннему чутью — экспромтом. Таким образом, удавалось раскрыть актерский потенциал и получить разные живые вариации отдельных картин. Непосредственно в «Служебном романе» есть две сымпровизированные картины:
- Новосельцев делает предложение для Калугиной на квартире у Самохвалова.
- Романтический ужин Новосельцева с Калугиной.
Как мы видим, этот прием был более чем успешным, ведь в первый год после выхода фильма его с нетерпением и восторгом посмотрело около 58 миллионов советских зрителей.
В результате обоим режиссерам удалось достичь поставленной цели: «Служебном роман» стал народным фильмом, который так искренне и с шармом описывал судьбу незаурядного человека.